www.actors.spb.ru

Ученик Юрия Бутусова выпустил первый самостоятельный спектакль

Театр имени Ленсовета выпустил премьеру – "Мёртвые души", сочинение по одноимённой поэме и другим текстам Николая Васильевича Гоголя.

Это первая самостоятельная режиссёрская работа актёра Романа Кочержевского, уже давно работающего и в качестве режиссёра, в частности, ассистента Юрия Бутусова, экс-худрука театра. И третья постановка в репертуаре театра по произведениям Гоголя: ещё есть "Ревизор" Сергея Федотова (Пермь), "Город.Женитьба.Гоголь." Юрия Бутусова.

. . .

Корреспондент "РГ" расспросила создателей о новой работе.

Александр Новиков – Манилов

– В "Ревизоре" вы – Земляника, в спектакле "Город.Женитьба.Гоголь." – Жевакин. И снова встреча с Гоголем.

– Когда-то в нашем театре был великий – без преувеличения – спектакль "Игроки" по Гоголю, шедевр Игоря Петровича Владимирова. Он шёл 20 лет, и мне посчастливилось 10 последних из них играть Глова-младшего. Вообще Гоголь меня постоянно "преследовал". Я поступал в институт с отрывком из "Женитьбы", потом играл во время учёбы – и всё время Подколесина. И бутусовскую "Женитьбу" очень люблю, нежный, близкий мне спектакль.

Гоголь – это невероятные объёмы, содержания, это даже больше чем сиюминутное попадание в сегодняшнее время, в нашу жизнь.

– Каким было ваше школьное восприятие поэмы Гоголя?

– Мне всегда казалось, что "Мёртвые души" – пристальное сосредоточение на помещиках, компании людей, которая у Гоголя распределена в таком порядке: Маниловы, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Не случайная, по-моему, последовательность, в которой Чичиков посещает помещиков. Гоголь всматривается в этих людей через серьёзную увеличительную оптику. Это ощущение не покидало меня во время репетиций. "Мёртвые души", конечно, очень о многом, но сегодня мне кажется, что важнейшая тема этой поэмы – паразитирование на мёртвых, страшная и безумно актуальная.

Трудно представить, что есть зрители, которые идут на "Мёртвые души", чтобы узнать сюжет и всё для них впервые. Хотя, к сожалению, есть в зале и такие. Но спектакль – не пересказ произведения, а сложная композиция, в которой сплетаются разные сюжеты и создают сверхсюжет.

– А какая роль в "Мёртвых душах" вам приглянулась?

– Мне нравится способ, которым часто пользовался Юрий Николаевич – роли во время распределения не уточнялись. И в процессе работы каким-то странным образом распределение само вдруг возникало. Конечно, бывали и другие случаи – когда сразу было распределение по ролям, например, в "Женитьбе". Здесь довольно быстро Рома поручил мне заниматься именно ролью Манилова.

Мы сознательно сделали "Мёртвые души" спектаклем уже сложившихся дуэтов. И Анна Ковальчук с Сергеем Перегудовым, и Лаура Пицхелаури с Виталием Куликовым, и мы с Натальей Шаминой до этого много играли вместе, и это в "Мёртвых душах" проросло каким-то особым смыслом.

– Не боитесь, что на спектакль поведут классами школьников?

– Пока с чудовищной ситуацией культпоходов мы не столкнулись. Театр и культпоход – взаимоисключающие вещи, этому надо как-то противостоять.

– Кочержевский – ученик Бутусова, с которым вы много работали. Чувствовали сейчас "руку мастера"?

– Мы заряжены бутусовским театром, но у Кочержевского – своя человеческая интонация. Он прекрасный артист, и восемь лет, которые мы провели с Бутусовым, Рома занимал в театре немного особое место, был ассистентом на некоторых спектаклях Юрия Николаевича. Он умный, тонкий и содержательный. Я мечтаю, чтобы у Ромы всё получалось.

. . .

Светлана Мазурова,
«Российская газета», 26.06.2019