www.actors.spb.ru

Мечты в чемоданах

Сочная пантомима «Небо в чемодане или Цуцики в ночи» театра «Потудань» в постановке режиссера Руслана Кудашова на сцене театра-фестиваль «Балтийский Дом»

Театр «Потудань» - явление уникальное. Этот маленький коллектив, организовавшийся под руководством режиссера Руслана Кудашева после постановки студенческого спектакля, работает во всевозможных жанрах. У них есть и кукольные спектакли «Невский проспект», «Потудань», и синтетический (пантомима, кукла, драма) «Пир во время чумы», и пантомимическое представление «Небо в чемодане».

В коллективе уживаются выпускники разных педагогов: Денис Пьянов и Ирина Кривченок - кукольники с курса И. А. Зайкина, Александра Ионова и Максим Гудков с актерско-режиссерского курса Г. М. Козлова. Такой состав позволяет театру работать с различными направлениями и смело экспериментировать.

Пантомима «Небо в чемодане или Цуцики в ночи» получила два «Золотых Софита», один из которых достался исполнителю роли Доходяжкина Денису Пьянову. Этот пронзительный образ создан резкими штрихами – помятый внешний вид, опухшая физиономия. И тонкими линиями – природная робость, преданность мечте. Этот герой первым обнажит сокровенное – достанет из кармашка бумажный кораблик. И этого героя первым лишат надежды – вырвут, скомкают и выбросят хрупкую мечту в помойку. Застывшей грустный взгляд бывшего (или несостоявшегося?) капитана (или только моряка?) наполнен такой печалью, которой на свете уже и не бывает. Печаль не вселенского масштаба, не буйная, не робкая – печаль одной несбывшейся мечты. Светлой и большой.

Но жизнь героя на этом не заканчивается, появляется для него другой «кораблик» - не менее хрупкий, хотя на первый взгляд и суровый. Речь о медработнике по имени Носоглоткина (Ионова). За суровым взглядом, оттопыренной огромной попкой (накладной, конечно), внушительным чемоданом и неприступным видом медсестры в длинном плаще прячется трогательная девушка в юбочке-пачке, мечтающая стать балериной…

Их с Доходяжкиным дуэт – песнь всем несбывшимся детским мечтам, которые теперь таятся в складках наших униформ и мыслей.

Дуэт самозабвенного писателя (Гудков) и небрежной красотки (Кривченок) о другом. Или во всяком случается в другой тональности. В их образах нет явной печали: у писателя чуть отстраненный вид, чуть самодовольное поведение, чуть заметный кризис творчества. У красотки немного потрепанный вид, немного преувеличенная восторженность, немного неоправданная высокомерность. И общение их начинается понемногу и по чуть-чуть. Переглянулись, встрепенулись, столкнулись, закружились. Кульминация – танец со стеклом. Чуть испуганно, немного чопорно.

За каждым их взглядом – все те же нереализованные мечты. Пусть и не детские.

Вы спросите, при чем тут небо в чемодане? Готового ответа у меня нет. Как и нет его, наверное, у героев спектакля. Просто чемодан с кусочком неба – это красиво и недостижимо. Но вообразимо и прекрасно. Именно по этому на сцене все уставлено чемоданами. Вдруг в одном из них, действительно, вопреки всем законом окажется небо?

Анастасия Ким,
Geometria.ru, 01 марта 2007